Руководитель программы - Мусиенко Александр Валентинович
Описание программы
Программа «Ледниковый период» предусматривает освоение ее участниками практических навыков обработки различных природных материалов (дерева, рога, кости, глины, меха и кожи), разведения огня без спичек, оборудования жилых укрытий из подручных материалов, маскировки и следопытства, «безпосудного» приготовления горячей пищи, ориентирования, управления плавсредствами и др.. Ребята, как и наши далекие предки, будут осваивать новые для себя технологии и решать различные задачи, полагаясь лишь на свои личностные качества – чувства, знания и навыки, развивать которые и есть задача программ проекта «Мир навыка». Команде проекта хочется, чтобы дети четко понимали, что успех любого их дела или предприятия зависят, в первую очередь, от них самих.
Под руководством наставников не сложно научиться стрелять из лука и метать копье, изготовить из природного сырья надежное укрытие, оружие или рюкзак, добыть самому и приготовить горячую пищу, преодолевать естественные преграды и др.. Однако, важнее научить ребят пользоваться полученными знаниями самостоятельно, умению вовремя «включить мозги» и находить выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Именно это тренинговой программой «Ледниковый период» и предусмотрено.
Подробное описание
Ледниковый период истории человечества сформировал отношения, технологии и культуру, о которых в курсе школьной истории упоминается лишь мимоходом. Задача программы-реконструкции «Ледниковый период» перейти от теории к практике, проверить состоятельность тех или иных теоретических выкладок или гипотез. Затронем на программе вопросы мировоззрения и общественных отношений людей той далекой эпохи, практические стороны их жизни и применяемые технологии. Программа предусматривает освоение ее участниками практических навыков экстремальной жизнедеятельности (выживания), обработки различных природных материалов (дерева, рога, кости, глины, меха и кожи), разведения огня без спичек, оборудования жилых укрытий из подручных материалов, «безпосудного» приготовления горячей пищи и др.
Участники программы узнают – почему и как наши предки к началу 20 века освоили седьмую часть суши планеты Земля, именуемой ныне Россия? Ответ находится именно там – в ледниковом периоде! Ребята, как и наши далекие предки, тоже будут осваивать новое для себя пространство, полагаясь лишь на свои личностные качества – чувства, знания и навыки, развивать которые в них и есть задача детских программ проекта «Мир навыка». Хотим, чтобы наши дети четко понимали, что успех любого их дела или предприятия зависят, в первую очередь, от них самих. Тренинговая программа «Ледниковый период» предполагает прохождение ее участниками ряда логических заданий по выходу из «критических» ситуаций. Решая их, ребята будут учиться тому, как предотвратить переход критической ситуации в чрезвычайное происшествие.
Под руководством наставников не сложно научиться стрелять из лука и метать копье, изготовить надежное оружие из природных материалов, рюкзак из прутьев и коры, добыть самому и приготовить без посуды горячую пищу, избежать переохлаждения или перегрева и еще многим полезным вещам. Но важнее научить ребят пользоваться полученными знаниями самостоятельно (уметь вовремя «включить мозги»). Именно это тренинговой программой «Ледниковый период» и предусмотрено.
Ледниковый период летом? Да! Тогда, 25 тысяч лет назад, оно в тоже было, а тундростепи не сильно отличались от заполярной тундры или альпийских лугов. Июль-август, это время созревания малины, черники и голубики, сбора дикорастущих целебных трав и грибов. Программа построена таким образом, что каждый ее участник сможет угостить ими и своих домашних. Предоставляем такую возможность, организуя сбор и переработку дикорастущих ягод (замораживание или приготовление варенья) и душистых трав (приготовление чайных сборов).
Будет и «настоящая» охота на мамонта (полномасштабный его макет), но добывать его или гарпунить рыб для пропитания рода-племени придется не только умением, но и сообразительностью…
Тематика программы (коррективы может внести погода)
- пешие «охотничьи» вылазки, многодневная охотничье-рыболовная экспедиция с элементами сплава по реке;
- оборудование стоянки древнего охотника на мамонта (чум, навесы и др. укрытия на земле, болоте и деревьях);
- составление и чтение схемы местности на бересте и камне;
- наблюдение за дикими животными и следопытство;
- моделирование коллективной загонной охоты древнего человека (все по-настоящему) с фотофиксацией добычи;
- реконструкция охоты на мамонта (макет животного в натуральную величину) с использованием оружия каменного века;
- мастер-класс по изготовлению орудий охоты (копья с костяным или каменным наконечником и копьеметалки), элементов одежды и украшений;
- интуитивная стрельба из лука, метание гарпуна и копья с использованием копьеметалки;
- преодоление водных преград различными способами;
- создание «зоопарка» ледникового периода - изготовление деревянных скульптур животных в натуральную величину (три макета уже готовы…);
- лепка из глины и костровой обжиг керамики;
- резьба по дереву, кости и рогу (изготовление костяной иглы, наконечника стрелы или копья, украшений и «оберегов»);
- управление древней лодкой-долбленкой, плотом и современными гребными лодками;
- травоведение, сбор душистых трав для чая, заготовка ягод и грибов;
- костровая кулинария (приготовление горячей пищи в котле и глиняной посуде, мяса и лепешек на камнях, корнеплодов в золе и углях, рыбы на рожне, измельчение злаковых растений в муку и приготовление специй с помощью настоящей ископаемой каменной зернотерки);
- посещение парной бани с березовыми и травяными вениками;
- ночевка на сеновале в избушке-полуземлянке (реконструкция древнего жилища славян);
- костровые вечера, посиделки-беседы с душистым чаем из трав;
- видеолекции: «Охотничья фауна ледникового периода», «Искусство и ремесла каменного века», «Способы и орудия охоты древнего человека», «Приемы и способы охоты и хозяйственной деятельности народов Севера» (по материалам отечественных д/ф «Счастливые люди» и х/ф «Злой дух Ямбуя»), «Мировоззрение людей каменного века», «Матриархат и современность» и др.
- кинолектории с обсуждением документальных фильмов «Одиссея первобытного человека» (Франция, Канада), «Дом» (Франция), «Прогулки с пещерным человеком» (БиБиСи) и художественного фильма «Альфа» (Франция) с целью развития у детей критического осмысления внешней информации (распознания фейков).
Отдельно для девочек программой предусмотрен женский блок
- походная и домашняя кулинария:
- приготовления горячих блюд и десертов в походных условиях и на современной кухне (мяса и лепешек, варенья из диких ягод, горячих и прохладительных витаминных напитков, «правильных» конфет из меда, орехов и сухофруктов);
- заготовка растительного сырья для чайных сборов и приправ, составление чайных композиций;
- пошив мешочка для чайного сбора (лично изготовленной костяной иглой), декорирование ткани;
- изготовление украшений и «оберегов», плетение из цветных нитей шнуров-завязок и очелья;
- женские прически палеолита (реконструкция по археологическим материалам);
- древняя орнаментная татуировка (история, предназначение, технология). Фотосессии с орнаментной татуировкой и переодеванием в древнюю одежду.