Точка роста – массовый переход на «цифру» Цифровое образование сегодня – важное и необходимое условие для развития образовательной системы и повышения качественного уровня. И как показали последние события, связанные с пандемией COVID19, цифровая среда во всех сферах жизнедеятельности общества это способ добиться биологической безопасности.
«Точка роста» – проект, который изменит будущее России. Цель его создания – массовое освоение современных сервисов, технологий и цифровых ресурсов, что позволит улучшить качество жизни наших сограждан и сделать получение образования, доступ к любым учебным или научным материалам, онлайн-покупки и государственные услуги с помощью цифровых технологий более доступными. Но для этого люди всех возрастов должны овладеть «цифрой», а сегодня этот уровень грамотности населения ниже, чем в 30-е годы прошлого века умение читать и писать.
К 2024 году, в соответствии с задачами Национального проекта «Образование», ожидается, что базовыми «цифровыми» навыками овладеет до 40% населения. Времени осталось не много, поэтому давайте посмотрим, что из намеченного сделано и как продвигается работа.
«Цифровой ликбез» – в действии
Региональные центры «Точка роста» – составная часть проекта «Современная школа», который, в свою очередь, является одним из пунктов Национального проекта «Образование».
Основная задача проекта «Точка роста» - развитие сельских школ и обеспечение доступа к качественному образованию всем детям России, вне зависимости от места их проживания. Региональные центры "Точка роста" должны стать центром социокультурной жизни общества и проводником в области цифрового, гуманитарного и естественно-научного образования. Инфраструктуру центров рекомендуется также использовать для творческой и социальной реализации не только детей, но и педагогов, родителей и других жителей страны.
Известно, что внедрение технологий требует значительных затрат, а финансирование образования до недавнего времени не было приоритетным направлением в госбюджете, поскольку эта сфера не приносит видимой прибыли в ближайшей перспективе, и оценить рентабельность вложений в обучение сложно. На сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Чиновники наконец-то поняли, что без дальнейшего роста и качественно нового подхода к обучению невозможно и развитие прибыльных отраслей, которые без технологически образованных кадров не имеют ни единого шанса удержаться «на плаву» в условиях жесткой глобально-экономической конкуренции.
По этой причине, вопрос о финансировании технологичной образовательной среды стоит на первом месте.
Напомним:
Для реализации проекта «Современная школа», цель которого – внедрение современных технологий в образовательную среду, обновление содержания и методов обучения для предмета «Технология». На это направление проекта «Образование» запланировано израсходовать 295,1 млрд. рублей – около 30% от общего бюджета, и более 10% (79,8 млрд. рублей) выделено для создания безопасной и современной цифровой среды, чтобы сделать образование доступным и качественным.
В 2019 году, в начале учебного года было открыто больше 2000 образовательных центров «Точка роста». Благодаря этому дети 2049 сельских школ из 50 регионов РФ уже получили возможность обучаться цифровым, естественно-научным, техническим и гуманитарным дисциплинам в классах, оборудованных по современным стандартам. На это было израсходовано 3,8 млрд. рублей. А к концу 2024 года запланировано открытие еще 16 000 современных центров. По словам заместителя министра просвещения М. Раковой, в конце 2020 года центры «Точка роста» откроются уже во всех регионах России.
И это похоже на правду, поскольку уже сейчас во многих российских регионах идут активные работы по созданию и оснащению новых центров. Например, пресс-служба Правительства Республики Карелия сообщает, что в 30 школах Карелии готовятся к открытию образовательные центры «Точка роста». Для них будут закуплены компьютеры, медиазоны, учебное оборудование для уроков информатики, ОБЖ и технологии, а также удобные комплекты мебели. Кроме того, в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» Правительство Карелии планирует оснастить 101 образовательную организацию новым цифровым оборудованием: ноутбуками, МФУ, интерактивными комплексами и т.д.
Первые успехи в реализации
Темпы продвижения проекта внушают уверенность, что оставшиеся 4 года принесут долгожданный успех. Ведь работа по созданию цифровой среды ведется одновременно по всем направлениям: вновь открывшиеся центры будут обеспечены квалифицированными кадрами, подготовленными по новым профессиональным стандартам.
На базе НИЯУ МИФИ, учредителем которого является Министерство науки и высшего образования РФ, при поддержке общества «Знание» и организаций-партнеров создается профессия будущего – цифровой куратор, которая, по прогнозам специалистов, будет востребована уже в начале 2021 года. Стандарты профессии разрабатываются в рамках программы «Цифровая экономика России». Ожидается, что основная задача представителей данной профессии будет заключаться в системной работе, направленной на ликвидацию цифровой безграмотности среди населения. К решению этой задачи, в рамках новой профессиональной компетенции, планируется привлечение молодежи, освоившей технологии.
Региональные центры «Точка роста» начали свою работу 1 сентября 2020 года по видоизмененным общеобразовательным программам для школ в сельской местности и малых городах, которые помогут сократить существующий технологический разрыв со школами в мегаполисах и областных центрах. С помощью самого современного оборудования (очки виртуальной реальности, 3-D принтеры, квадрокоптеры и т.д.) школьники изучают информатику, технологии и ОБЖ. А после уроков на базе центров и учатся создавать собственные медиапродукты или играть в шахматы.
По факту образовательные центры «Точка роста» учат ребят командной работе и разработке своих проектов, что поможет им добиться больших успехов в региональных и федеральных конкурсах, слетах и форумах.
Кроме создания технических условий и обновления содержания, а также методов обучения по информатике, ОБЖД и технологии, центры реализуют, параллельно, ряд других функций. В том числе:
- дополнительные программы с использованием цифровых элементов обучения, дистанционных и сетевых форм для внеурочной деятельности;
- доступ к общеобразовательным программам других населенных пунктов (для дистанционной формы обучения);
- организация внеурочной деятельности в каникулярный период;
- шахматное образование;
- проектная деятельность педагогов и учащихся;
- повышение квалификации администраций и педагогических коллективов;
- просветительская деятельность среди населения области;
- создание и развитие общественных движений в среде школьников, направленное на развитие социальной активности, творчества и самореализации.
В новом учебном году цифровые образовательные программы для школьников страны станут не просто новыми, а увлекательными. Старшеклассникам наверняка понравятся курсы 3D-моделирования, прототипирования и компьютерного черчения, которые позволят молодым людям «крепко стоять на ногах» сразу после получения аттестата – специалисты с такими навыками крайне востребованы на современном рынке труда.
Учителя тоже не отстают от своих учеников и готовятся работать по-новому в следующем учебном году на курсах «Гибкие компетенции проектной деятельности».
Если суммировать все выше сказанное, то можно сделать вывод, что «Точка роста» является перспективной программой активного и насыщенного содержания на всех уровнях и этапах ее реализации. Это опора – не только для совершенствования системы образования, но и для всех отраслей экономики.
Источники изображений: vlast.io, ria.ru, shzakl.luga.ru, news.myseldon.com