Ваш город:

Нужно ли делить детей на технарей и гуманитариев?

30 июн. 2020 г.
0
1146

Новые открытия в разных областях появляются с космической скоростью, и детей необходимо подготовить к погружению в реальность, потому что им предстоит «двигать» науку дальше и выше. При этом из базовых программ нельзя исключить фундаментальные знания, накопленные за всю историю человечества. Но человеческий мозг – не компьютер, и физически не способен запоминать все и обо всем.

Нужно ли делить детей на технарей и гуманитариев?

«Космические перегрузки» школьных программ заставляют задуматься, как сделать детство детством, а не самым высоким трамплином ребенка во взрослую жизнь. В связи с этой проблемой, взрослые обсуждают идею о разделении ребят на «технарей и гуманитариев», полагая, что так можно облегчить участь школьников.

Как появились «гуманитарии» и «технари»?

С первых дней жизни детей учат говорить, а не решать задачи. Отделы мозга, отвечающие за умение сосредоточиться на объекте, логическое мышление у ребенка формируются в возрасте 5-6 лет. Речевые навыки начинают работать намного раньше, в 1,5-2 года, а иногда и раньше. К школьному возрасту ребенок полностью овладевает коммуникативными навыками, и поэтому обучение чтению и письму ему дается легче. Развитию речи способствует чтение сказок и заучивание стихотворений.

Родители редко уделяют внимание развитию образно-логического мышления у дошкольников. Их вполне удовлетворяет, что ребенок умеет внятно рассказывать о своих потребностях на бытовом уровне. Привычка считать и решать задачи у первоклассника не сформирована, потому что в дошкольном возрасте не было такого опыта.

На формирование математических способностей большое влияние оказывает темперамент. Но дети – разные, и, например, для малышей-интровертов требование внимательности, сосредоточенности и усидчивости – большое испытание. При этом нужно понимать, что дошкольники и младшие школьники не умеют управлять своими эмоциями. Поэтому «тихони» и «молчуны» готовы молча решать задачи, лишь бы избежать общения с одноклассниками.

После периода адаптации, который у первоклассников продолжается до полугода, уже заметны различия в предметных предпочтениях. У «тихонь» становятся заметными математические способности, так как им легче сохранять усидчивость на уроке, а непоседы активнее совершенствуют речевые навыки, которые помогают им, как минимум, оправдать свои шалости и невнимательность.

Появляется первое условное деление класса на «гуманитариев и технарей». Условно, потому что это – поверхностная и субъективная оценка способностей и поведения школьников со стороны учителя. На самом деле, большинство детей, записанных в «технари», испытывают психологический дискомфорт при общении, и глубоко переживают, что не могут вырваться из «кокона». По сути, вместо получения психологической помощи, маленькие «технари» вынуждены соглашаться с искусственно навязанным имиджем, чтобы, по крайней мере, заручиться поддержкой учителя.

Маленькие «гуманитарии» чувствуют себя в коллективе более уверенно, потому что владеют более развитыми навыками общения. Но нет объективных доказательств, что им не нравится математика. Просто на этапе адаптации, в первом полугодии, первоклассники-интроверты израсходовали энергию на общение, занятие лидерских позиций в классе, а уроки математики у них «проскочили мимо внимания». Поскольку догонять пропущенный материал сложно, дети-интроверты быстро соглашаются на зачисление в группу «гуманитариев», тем более что при этом они сохраняют лидерские позиции.

Практика показывает, что «круглых отличников» – единицы. Это – дети, которым легко дается и математика, и литература. Значит, взрослые, окружающие их, выбрали правильную стратегию для гармоничного развития, а деление детей с раннего возраста на «технарей» и «гуманитариев» – не более чем попытка взрослых пойти по наименьшему пути сопротивления.

Кто выберет будущую профессию ребенку?

Разделение детей на «технарей» и «гуманитариев» – не что иное, как дифференцированный подход к обучению, о котором велась речь еще в советской школе. Тогда же появились школы с физико-математическим уклоном. Продолжается внедрение этой стратегии обучения и сейчас, в специализированных школах.

С одной стороны, нет ничего плохого в том, что для одаренных детей создаются специальные условия и программы, развивающие их способности в определенном направлении. Одновременно упрощается работа учителей: нет необходимости составлять план урока в расчете «на среднего ученика», так как наиболее одаренные дети обучаются по индивидуальному плану, а остальным открыта дорога в ССУЗы. Именно по такой схеме работала советская школа.

Сейчас это удобно еще и потому, что социальное расслоение общества стало слишком заметным, а в детском коллективе неравенство ощущается особенно остро. Разделение детей по индивидуальным способностям и обучение по специальным программам решает эту проблему с помощью математических или лингвистических школ. Но подавляющее большинство родителей материально не могут себе позволить даже расходы на проезд до специализированной школы в соседнем микрорайоне, а организация специализированных классов в одной школе технически осложнена. К тому же, нарушается основной принцип ортодоксальной системы отечественного образования – обязательность и доступность, единые требования для всех. Это – «обратная сторона медали».

Теперь вернемся к ранее сказанному: выходит, что выбор направления обучения ребенка – прерогатива взрослых – учителей и родителей, поскольку первоклассник самостоятельно еще не может сделать осознанный выбор, какие предметы ему нравятся больше и даются легче. Дальше – сложнее: предпочтения математики или гуманитарных дисциплин, в конечном итоге, определяет выбор будущей профессии. Выходит, что судьба ребенка и его профессиональная карьера с первого класса обозначена взрослыми.

А ведь детям свойственно «примерять» на себя профессии. В дошкольном возрасте ребенок играет в пожарника или врача, знакомясь с профессиями родителей или ближайшего окружения. В школе его познания расширяются, и каждый год, в своих сочинениях о профессиях, он с интересом рассказывает, как станет учителем, строителем, космонавтом – и так до окончания школы. Иногда люди кардинально меняют профессию уже в зрелом возрасте! Невольно вспоминается, как римский император Диоклетиан в расцвете своего правления оставил «высшую должность» и с упоением занялся выращиванием капусты.

О ближайших профессиональных перспективах «технарей» и «гуманитариев»

Если заглянуть в список современных и будущих профессий, а также ознакомиться с требованиями работодателей, то идея разделения детей на «технарей» и «гуманитариев» со школьной парты вообще не выдерживает никакой критики. Как говорится, «благими намерениями вымощена дорога в ад», и, желая облегчить ребенку период обучения, взрослые лишают его самостоятельного выбора в будущем. Тем более, что современные технологии требуют междисциплинарного взаимодействия гуманитарных и технических дисциплин.

В числе самых популярных профессий сегодня – программирование и дизайн виртуальной реальности. Основы программирования объединяют в себе знание математики и английского языка. Программист – скорее, инженерная профессия, но знания лингвистики, социологии и изобразительного искусства (в дизайнерском направлении) ему необходимы, чтобы быть востребованным специалистом. В профессии системного аналитика, наоборот, приоритет принадлежит гуманитарным наукам, но дальше желание пользователя нужно перевести на технический язык, чтобы передать его разработчику программ.

Работодатели, в свою очередь, ищут профессионалов, обладающих универсальными навыками и знаниями. XXI век внес коррективы список образовательных программ и востребованных специалистов: лингвист со знанием Python, социолог с опытом работы в SQL и т. д.

Границы между техническими и гуманитарными дисциплинами упраздняются. Пора поставить точку в дискуссиях о развитии специальных направлений обучения, увеличении количества частных специализированных школ и наполнении их детьми, искусственно разделенных на группы.

Послесловие

Внедрение новаторских идей в педагогике и образовании важно проводить крайне осторожно и взвешенно, не поддаваясь «модным» и, казалось бы, передовым болонским течениям, без учета менталитета и специфики отечественной школы. Базовое, обязательное образование необходимо для разностороннего развития личности, а право выбора – быть «технарем», «гуманитарием» или гением – должно принадлежать каждому гражданину, с рождения.

Кстати, государству на конституционных правах должен принадлежать приоритет отмены ранней дифференциации школьников по способностям, потому что оно так же несет ответственность за кадровую политику, влияющую на развитие экономики.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
31
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1015
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1398
Оставить свой комментарий

Ваш город: