Ваш город:

Школа - основные этапы развития (часть 1)

14 нояб. 2019 г.
0
17294

Школа, гимназия, лицей, учебники, школьная форма, обучение, каникулы – эти слова и понятия стали настолько привычными и обыденными, что никто не задумывается об их происхождении. Сегодня мы попробуем заглянуть в историю развития школы с древних времен. Если не удастся совершить открытие в педагогике, то, по крайней мере, экскурс поможет понять, для чего нужна форма, на чем основаны принципы обучения, как они возникли.

Школа - основные этапы развития (часть 1)

Потребность в обучении подрастающего поколения – естественный процесс подготовки к самостоятельной жизни, возникший еще в доисторические времена. Сразу скажем, что появление школ, так или иначе, обусловлено, прежде всего, появлением письменности в древнейших цивилизациях, а также необходимостью передачи накопленных знаний. Поэтому формирование первых школ, в привычном для современного человека виде, началось очень давно, несколько тысяч лет назад.

Кстати: слово "школа" имеет древнегреческое происхождение – греческое "схоле" (σχολά) переводится как "досуг, место для беседы". Этимология слово "школа" натолкнула некоторых специалистов на мысль, что изначально школа использовалась не для обучения, а для того, чтобы старики и дети, мешающие трудоспособным, могли чем-то занять или развлечь друг друга.

Современное крылатое выражение «школа – храм науки» возникло не случайно: первые школы в древних государствах создавались именно при религиозных храмах, а жрецы, монахи и священнослужители у всех народов всегда были хранителями знаний, которые было необходимо передавать следующим поколениям.

Обучение в школах было привилегией знати, хотя, к примеру, в Древней Спарте в школу принимали и детей из бедных семей, и даже детей рабов. Правда, «учебные программы» для учеников, в этом случае, существенно отличались: одних учили управлять государством и подданными, других – послушанию и покорности, а также ремеслам, необходимым для обслуживания элиты.

Существовали и гендерные различия: долгое время девочек обучали дома, и только чтению и письму, музыке и танцам, а также ремеслам, необходимым для ведения домашнего хозяйства. Мальчики проходили обучение вне дома, и их готовили к участию в общественной и государственной жизни.

Но, обо всем по порядку.

Древний Египет

Первые упоминания о существовании школ дошли до нас из Древнего Египта. А именно, в ходе раскопок и исследований ученые нашли хорошо сохранившиеся папирусы (V-III в. до н.э.), после изучения которых стало понятно, что жрецы обучали древнеегипетских детей в храмах. При этом они использовали форму обучения в виде религиозного театрализованного представления (посвящения), в котором могли принимать участие только дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников.

Интересная деталь: при поступлении в школу и после ее окончания школьники сдавали экзамены. То есть, несмотря на то, что система обучения формировалась и развивалась на протяжении многих тысячелетий, некоторые, наиболее устойчивые школьные традиции Древнего Египта, сохранились и используются в наше время. В том числе и правила приема и выпуска школьников, которые почти не изменились.

Междуречье

Следующая эпоха расцвета цивилизации – Древний Восток, долины Тигра и Евфрата. Здесь уже школы распространились повсеместно – они функционировали практически в каждом городе Междуречья. Хотя, по-прежнему, они организовывались при храмах, и учились в них, преимущественно, дети из знатных семей, но были исключения.

Допуску талантливых детей бедняков к обучению способствовало активное распространение письменности и создание древнейших библиотек, которым нужны были писцы. Для письма использовались глиняные таблички, на которых ученики отрабатывали навыки письма, копируя тексты шаблонов, созданных учителями. Писали заостренными палочками (стилем). Заучивание текстов табличек достигалось многократным повторением. В крупных шумерских школах обучалось по 20-30 учеников, с которыми работало несколько учителей. В крупных «эдуббах» - «домах табличек» (школах), детей обучали также счету и рисованию.

К началу I тысячелетия до н. э. в систему образования шумерских школ вошло обучение пению, музыке, логике и искусству магических обрядов. Наряду с оккультизмом детей обучали географии, биологии и математике, так как к тому времени развитие точных и естественных наук достигло того уровня, когда возникла необходимость в хранении и передачи новым поколениям накопленных знаний.

В шумерских школах впервые упоминается о школьной форме, которая была похожа на одежды писцов, но ее ношение еще не было обязательным. В форме ходили преимущественно школьники из бедных семей, которых готовили именно для этой профессии.

Эпоха расцвета Междуречья стала отправной точкой для повсеместного распространения школ. Также в этот период значительно возросло понимание роли обучения и популяризации знаний.

Древняя Греция

Развитие цивилизации на берегах Эллады достигло наивысшего расцвета к концу V в. до н. э.: среди граждан Древних Афин не было неграмотных людей. Как известно, древнегреческая цивилизация очень серьезно относилась к образованию (благодаря чему, собственно, и достигла наибольшего расцвета), поэтому знания, накопленные греками, остаются краеугольным камнем для многих современных наук.

К образовательному процессу привлекали детей Эллады всего свободного населения. Обучение, преимущественно мальчиков, проводилось в школах, где помимо чтения, письма и счета, детей учили естественным, точным и общественным наукам.

Интересная деталь: до семи лет детей обучали дома. По достижению семилетнего возраста мальчики начинали посещать школу, куда их сопровождали специально обученные рабы – педагоги.

Обучение в Древней Греции проходило в три этапа и продолжалось до 18-20 лет:

  • I этап – низшая школа (от 7 до 12 лет) – детей обучали литературе, грамоте, арифметике, рисованию и музыке;
  • II этап – начальные училища (от 12 до 16 лет) – подростков обучали в специальных лагерях, где наряду с преподаванием разных наук уделялось большое внимание физическому развитию юношей;
  • III этап – гимназии (от 16 до 18 лет) – юноши продолжали обучение (в том числе по таким дисциплинам, как логика, риторика, этика, география и гимнастика) в гимназиях, школах риторов, у философов, где давались уже специализированные и более углубленные знания.

Большое внимание уделялось и внешнему виду учеников. Они носили короткие хитоны и хламиды (длинная накидка, плащ). Украшением хитонов была вышивка и легкие доспехи. Такая форма для мальчиков существовала в Древней Греции несколько столетий.

Чуть позже, в некоторых областях Древней Греции появились и школы для девочек. В более раннем возрасте их обучали дома, под наблюдением матерей. Кроме домашних ремесел, девочек знакомили с поэзией и литературой, обучали искусству пения и танцев, чтобы подросшие девушки могли принимать участие в светских и религиозных праздниках.

В древнегреческих школах внимание уделялось гармоничному развитию подрастающего поколения. Поэтому юных граждан не только обучали точным, естественным и гуманитарным наукам, и развивали интеллектуально и физически, но и воспитывали нравственно.

Одной из самых знаменитых была школа Пифагора, который много путешествовал до начала своей педагогической деятельности, и был учеником египетской школы.

Кстати, именно Пифагора считают основателем системы образования. Школьные традиции Древнего Египта Пифагор «экспортировал» в Грецию. Его идея была подхвачена Аристотелем – основателем академии и Перипатетической школы, и другими современниками.

Впервые в истории всеобщее школьное образование было поднято на государственный уровень. Хотя, единой школьной программы в Древней Греции не существовало, юноши получали разнообразные знания у знаменитых греческих ученых и философов. Не было в Древней Греции и единых методов обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные источники, дошедшие до нас. Например, в древней Спарты учеников «держали в ежовых рукавицах», в отличие от тех областей, где обучение строилось на принципах «калокагатии» - гармонии красоты и добра.

Древний Рим

В I веке в Римской империи существовала государственная школа, которую могли посещать все желающие. Требования к одежде были вполне демократичными. Строго нужно было соблюдать только одно условие – одежда ученика должна быть опрятной. За нарушение этого правила жестоко наказывали, а при повторном появлении в школе в неряшливом виде ученика с позором исключали из школы.

В римских школах впервые появилось либеральное отношение к социальной иерархии, хотя среди бедных и богатых учеников, все же, существовали некоторые правила, позволявшие детям из богатых семей «ставить на место» менее удачливых сверстников. Тем не менее, социальное расслоение не мешало ученикам весело проводить время в совместных играх.

У древнеримских школьников впервые появились «наглядные пособия» в виде деревянного оружия, с которым они оттачивали мастерство на военных занятиях. Увеличилось и количество учеников в школах, обучение стало коллективным, но сохранялись и индивидуальные занятия для элиты. В жаркое время года дети не учились.

Интересная деталь: именно из Древнего Рима пришло понятие «каникулы» - пора летнего отдыха. Этимология слова "каникулы" достаточно интересная – оно произошло от латинского названия звезды Сириус (Canicula), которое переводится как "маленькая собака". Поскольку самые жаркие дни (с 22 июля по 23 августа) совпадали с началом утренней видимости Сириуса, время летнего отпуска и назвали каникулами (собачьими днями).

Источники изображений: kudago.com, infourok.ru, ppt-online.org

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
140
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
123
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1096
Оставить свой комментарий

Ваш город: