Ваш город:

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания

4 нояб. 2016 г.
0
3576

Специалисты утверждают, что за так называемой "невоспитанностью" могут скрываться проблемы, связанные с развитием малыша. Поэтому родители должны не только кормить/поить/одевать/воспитывать ребенка, но и внимательно наблюдать за его поведением, чтобы вовремя выявить и предупредить возможное возникновение подобных проблем. Ну а о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь, мы сегодня и поговорим.

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания

Каждому родителю знакома ситуация, когда ребенок начинает плохо себя вести и постоянно капризничать. В принципе, это совершенно нормальное явление, поскольку малыш еще только находится в процессе социализации и учится тому, как нужно поступать в той или иной ситуации. Но только не в том случае, если капризы ребенка приобретают систематический характер.

Специалисты утверждают, что за так называемой "невоспитанностью" могут скрываться проблемы, связанные с развитием малыша. Поэтому родители должны не только кормить/поить/одевать/воспитывать ребенка, но и внимательно наблюдать за его поведением, чтобы вовремя выявить и предупредить возможное возникновение подобных проблем. Ну а о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь, мы сегодня и поговорим.

Воспитательный эксперимент

Чтобы быстро определить, нуждается ли ребенок в консультациях невролога, психолога и т.д., или нужно пересмотреть методы воспитания, родителям достаточно провести простой воспитательный эксперимент. Нужно всего лишь на несколько дней превратиться в идеальных родителей, которые отличаются внимательностью, предельным спокойствием и сдержанностью. Другими словами, вам нужно постараться:

  • сохранять спокойствие в любых ситуациях – не ругать ребенка, не кричать на него, не показывать своего недовольства (даже если малыш нарисовал рисунок на новых обоях вашей любимой и очень дорогой помадой);
  • максимально окружить ребенка вниманием – читать ему сказки, принимать активное участие в спортивных играх, разучить новые стихи, вместе с ним рисовать, лепить, петь, танцевать и т.д. (даже если вам безумно хочется включить ему мультик, а самому спокойно "посидеть" в интернете);
  • постоянно демонстрировать малышу свою любовь - обнимать, целовать, хвалить, поддерживать все начинания, говорить о своей любви к нему и т.д. (даже если вы очень устали, и хотите отдохнуть в тишине);
  • создать атмосферу счастливой семьи – не выяснять отношения с супругом/супругой и другими родственниками при ребенке, не подрывать авторитет другого родителя (например, если папа решил пойти погулять с малышом, маме не следует отменять это решение, выдвигая в качестве аргумента заявление, что папа не понимает когда можно гулять).

Если капризы ребенка являются следствием использования неподходящих методов воспитания, то во время воспитательного эксперимента поведение малыша обязательно изменится в лучшую сторону. Конечно же, за несколько дней вчерашний капризуля не превратится в ангелочка. Однако он начнет слушаться, без скандалов выполнять просьбы родителей, чаще смеяться и меньше плакать. А родителям нужно сделать однозначный вывод: чтобы ребенок всегда хорошо себя вел, нужно изменить свое отношение к нему – быть доброжелательными, внимательными, отзывчивыми и т.д.

Если же во время проведения воспитательного эксперимента поведение ребенка абсолютно не изменилось, то, скорее всего, родителям понадобиться помощь специалистов. Чтобы специалисту было легче выявить проблему, вам нужно понаблюдать за ребенком и определить, что провоцирует его истерики, капризы или замкнутость. Систематизировать свои наблюдения родителям поможет ведение дневника.

Дневник поведения ребенка

Заполняя дневник поведения ребенка, нужно обращать особое внимание и фиксировать:

  • дату и время – возможно ваш ребенок остро реагирует на плохую погоду, яркий свет или неприятные звуки, также плохое поведение может быть следствием его усталости и сонливости;
  • жажду и голод – возможно ребенок капризничает потому, что он нуждается в усиленном питании (то есть, он постоянно ощущает чувство голода/жажды и через капризы пытается рассказать об этом родителям);
  • температурный режим – возможно у вас чрезмерно теплолюбивый или "морозостойкий" малыш, который испытывает дискомфорт при температурах, комфортных для родителей;
  • реакции на похвалу и порицание – возможно ваш малыш своеобразно реагирует на похвалу/порицание (смеется, когда его ругают и плачет, если его хвалят);
  • поведение при зрителях – возможно ваш ребенок прирожденный манипулятор, который совершенно по-разному себя ведет на глазах у зрителей и тогда, когда думает, что его никто не видит.

ТОП-4 проблем, с которыми сталкиваются родители

Проявление агрессии

Физическая реакция на внешние раздражители является самой примитивной и доступной маленькому человечку, поэтому он и использует ее. Малышу гораздо легче просто забрать у другого ребенка игрушку, чем попросить владельца вожделенной вещи дать ему ее поиграть. Это в принципе вполне нормально, особенно если малыш еще плохо разговаривает и проявления агрессии бывают в редких случаях.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок регулярно проявляет агрессию как по отношению к родственникам, так и к посторонним людям. Беспокойство должно вызвать и проявление аутогрессии – стремление к членовредительству (малыш себя кусает, бьет, царапает и т.д.).

Чрезмерная застенчивость

Большинство современных детей отличаются повышенной коммуникабельность и активностью. И это нормально. Если же ваш малыш подвижным играм со сверстниками предпочитает спокойные занятия в одиночестве, но при этом не против общения с другими детьми, то это еще не повод беспокоиться. Просто у него такой характер и темперамент.

Тревожиться нужно начинать в том случае, если ребенок вообще не хочет общаться с другими людьми, не выходит к гостям, принесшим ему подарок, и категорически отказывается играть со сверстниками.

Невнимательность

Отсутствие концентрации внимания у ребенка очень часто вызывает беспокойство со стороны родителей. На самом деле в этом ничего страшного нет, если ваш малыш способен заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут (именно столько времени у дошкольника сохраняется высокий уровень работоспособности).

А вот если ребенок не может усидеть на одном месте больше 5 минут, то родителям стоит более внимательно к нему присмотреться. В случае если малыш не может сконцентрироваться только на определенных видах деятельности (например, быстро теряет интерес к рисованию, но при этом может часами собирать конструктор), то родителям нужно просто предлагать ему другие занятия. Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, и больше всего любит бессмысленно ходить по дому – то это повод обратиться к специалисту.

Гиперактивность

Дети по своей природе являются непоседами. Они познают мир, поэтому им так хочется все потрогать и попробовать, везде залезть и все узнать. Это нормально, если его действия носят целенаправленный и продуктивный характер (например, малыш лезет в шкаф, чтобы найти спрятанные мамой конфеты или "покоряет" тумбочку для обуви, представляя себя альпинистом).

Насторожиться следует в том случае, если действия ребенка могут нанести вред его здоровью и жизни. Например, если ребенок пытается выйти погулять на улицу через окно, или идет знакомиться с большими собаками, несмотря на запрет родителей, которые рассказали об опасностях такого действия.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
840
Ученики средней школы на уроке
Как сообщает пресс-служба Министерства просвещения Российской Федерации, в Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Минпросвещения от 9 октя..
В федеральные программы начального, основного и среднего образования внесли изменения
17 февр. 2025 г.
0
1240
Разработана новая методика преподавания ИИ в школах и вузах
Как сообщили ТАСС в пресс-службе Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), учёный университета Константин Розов разработал ..
Учёный из НПГУ разработал методику преподавания ИИ в школах и вузах
14 февр. 2025 г.
0
2711
Оставить свой комментарий

Ваш город: